Достопримечательности Санкт-Петербурга
Петергоф-
|
На мраморном обелиске, стоящем у ограды Верхнего сада Петергофа, высечены цифры: 29. Таково расстояние в километрах от Санкт-Петербурга до блестящей загородной резиденции русских императоров, а ныне всемирно известной "столицы фонтанов" - Петергофа.
Величественная панорама открывается при подходе к Петергофу с моря: самую высокую точку занимает Большой дворец, возвышающийся на краю естественной 16-метровой террасы. На ее склоне сверкает золотом скульптур и серебром фонтанных струй Большой каскад. Перед каскадом и центре водного ковша взмывает мощная струя фонтана "Самсон", а далее воды устремляются к заливу по прямому, как стрела, Морскому каналу, который является планировочной осью север - юг.
Канал - одно из старейших сооружений Петергофа, обозначенный уже на первых планах, которые набросал сам Петр I. Его начали прокладывать в 1715 году одновременно со строительством Верхних палат. Канал стал транспортной артерией и парадным въездом в Петергоф, но в 1735 году в центре ковша уже сооружался фонтан "Самсон", и прежнее использование канала стало затруднительным. Вдоль Морского канала Петр предполагал соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа.
Позже было решено сделать фонтаны в виде ваз. В 1854 - I860 годах обветшавшие вазы убрали и на их месте остались 14 фонтанных бассейнов. Сейчас их мощные струи образуют великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду. Облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, наглядно демонстрируя неразрывную географическую и художественную связь приморской резиденции с водным пространством. Канал делит Нижний парк, площадь которого 102 гектара, на две части, условно именуемые "западная" и "восточная". В восточной находятся дворец Монплезир, каскад "Шахматная гора" и "Римские" фонтаны, фонтаны "Пирамида", "Солнце", фонтаны шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны и "Клоши". Петр не случайно выбрал именно это место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка. Найденные еще Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне свидетельствуя о таланте основателя Петергофа.
Петергоф знаменит не только своими фонтанами, но и большим количеством дворцов и музеев. Музеи находятся как на территории самого нижнего парка, так и за его чертой.
В западной части парка на берегу залива, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого каскада, расположен павильон Эрмитаж. В переводе с французского - "хижина пустынника". Парадное назначение Эрмитажа отразилось в тонком изяществе его внешнего вида. Квадратный в плане, двухэтажный павильон поражает соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Строительство Эрмитажа началось по указу Петра I в 1721 году по проекту архитектора И.Браунштейна.
На искусственной перемычке между Марлинским и Секторальными прудами расположен Дворец Марли. Марлинский пруд подобен огромному прямоугольному зеркалу, а секторальные пруды составляют полукруг, разделенный на четыре сектора каменными трехарочными мостами. К созданию Марли и примыкающих к нему прудов приступили в 1719 - 1720 годах. Первоначально построенный одноэтажным, он, по распоряжению Петра, был повышен "на одно жилье", что придало его пропорциям удивительную уравновешенность.
Самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля - Большой дворец. Он занимает доминирующее положение в композиции парка и как бы венчает собой Большой каскад. Изящное здание в три этажа с галереями, со сверкающими позолотой куполов замыкающими его корпусами - "Церковным" и "Корпусом под гербом" - протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров.
Существующий облик дворца создан в итоге строительства и перестроек, которые производились с перерывами в течение двух веков.
Дворец Коттедж - основное архитектурное сооружение парка Александрия в Петродворце. Дворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, откуда открывается панорама Финского залива с виднеющимися вдали очертаниями Петербурга и Кронштадта. Со всех сторон Коттедж окружен пейзажным парком с тенистыми аллеями, извилистыми дорожками, лужайками, куртинами деревьев и кустарников. Коттедж построен в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом „готическом" стиле, получившем значительное распространение в русской архитектуре конца XVIII - первой трети XIX вв.
История Петергофа
Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, «Пирамида», «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.
Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы».
Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора». Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.
Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.
наверх
Эрмитаж
Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII - XIX веках, занимает Зимний дворец - резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли. В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище.
Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий, музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.
Кунсткамера |
На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее явное влияние шлютеровских идей, это - «библиотека и Кунсткамера», как её называли в старину. За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра Великого.
Первоначальный вид Кунсткамеры сохранился в точных чертежах, гравированных на меди и изданных при Академии наук в 1741 году. Башня её в общих чертах очень напоминает «Мюнцтурм» Шлютера, а боковые выступы, заканчивающие оба крыла, снабжены типичными для северо-восточной Германии разоpванными с барочными завитками - волютами.
Строительством Кунсткамеры занимался немецкий архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого в деловой переписке Канцелярии строений обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием (в русской службе с 1714 года, умер в Санкт-Петербурге 12 ноября 1719 года). В Петербурге он появился в год смерти Шлютера, от которого принял все его модели и чертежи. Последних, судя по запискам Петра Брюса, должно было остаться после покойного мастера множество. Брюс прямо говорит, что Шлютер «строил дворцы, дома, академии, заводы, типографии и пр.».
Весьма возможно, что Пётр уже тогда думал об основании академии или по крайней мере о постройке здания для библиотеки и Кунсткамеры, тем более что с 1714 года он усердно собирает книги и раритеты. На зубовской панораме на месте поздней Кунсткамеры уже стоит какое-то большое трёхэтажное, не считая подвалов, здание с богато отделанными фронтонами на концах и высоким фронтоном-башней в средней части. Кунсткамера была основана в 1714 году и открыта в 1719 году. Внутреннюю отделку производил уже Киавери, а докончил её Шумахер.
Наиболее подлинной, петровской частью теперешней Кунсткамеры является прихотливо изогнутый выступ её средней части, в котором, за исключением статуй в нишах да длинного и узкого среднего окна, заменённого укороченными и уширёнными, вплоть до дробной рустовки стен.
Матарнови, умершему 12 ноября 1719 года, не удалось окончить ни одной из его построек, которые достраивать пришлось, как и Кунсткамеру, Гербелю. В здании Кунсткамеры были размещены первые в России научные музей и библиотека, имевшие не только научное, но и просветительское назначение; посещение музея было бесплатным, а первая библиотека общественного пользования была открыта для посетителей сначала два раза в неделю по два часа, а затем продолжительность её работы увеличилась. Собрания музея и книжные фонды непрерывно пополнялись, например, материалами крупнейшей экспедиции на Камчатку в первой половине 18 века. К середине этого века библиотека имела многочисленные русские рукописные книги, атласы, рисунки. Кунсткамера - один из интереснейших памятников архитектуры раннего барокко.
Здание состоит из трёх связанных между собой объёмов: два симметричных трёхэтажных крыла соединены башней, композиция которой отличается напряжённой динамикой. Уменьшающиеся кверху ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объёмов.
Несколько академических музеев (зоологический, ботанический и др.) было создано на основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году. В 1878 году образовался также Музей антропологии и этнографии, которому в 1902 году присвоили имя Петра Великого. Его коллекции включают образцы одежды, утвари, оружия, предметов религиозного культа, художественных изделий, характеризующие быт и культуру народов разных регионов земного шара.
В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся Музей М. В. Ломоносова - великого русского учёного, просветителя, поэта и художника. В экспозиции демонстрируются личные вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы - смальты, применявшейся для создания мозаичных картин.
В экспозиции воспроизведена обстановка конференц-зала Академии наук. В одном из залов посетители музея могут видеть Большой академический глобус, на внешней поверхности которого изображены матереки и океаны, а на внутренней - карта звёздного неба.
Петропавловская |
В центре Санкт-Петербурга, на небольшом острове Невы, поднимаются каменные стены Петропавловской крепости — первой постройке города.
Крепость была заложена 16 ( 27) мая 1703 года и стала тем историческим центром, вокруг которого сложился и вырос один из крупнейших и красивейших городов нашей страны.
История Петропавловской крепости яркая страница истории борьбы русского народа за исконно русские земли, за выход в Балтийское море.
Это и история русского революционного — освободительного движения, история борьбы с самодержавием и крепостничеством: 200 лет Петропавловловская крепость была местом расправы царизма с лучшими, передовыми людьми России. Через тюрьмы и казематы русской Бастилии«прошли представители трёх поколений революционеров — декабристы, разночинцы и пролетарские революционеры.
В дни Великого октября 1917 года гарнизон Петропавловской крепости был на стороне восставшего народа и огнём артиллерии поддержал революционные отряды, штурмовавшие Зимней дворец.
В наши дни Петропавловская крепость — один из ценнейших историка — революционных и архитектурных памятников Ленинграда и один из крупнейших музеев странны.
Кронштадт |
Город Кронштадт расположен на острове Котлин в восточной части Финского залива в 29 км от Петербурга. Остров Котлин, входивший в состав Новгородских земель, известен с давних времен - мимо проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Кронштадт имеет богатую драматическими и героическими событиями историю. До нашего времени сохранились уникальные гидротехнические и оборонительные сооружения, прекрасные здания., парки и сады, многочисленные памятники, создающие неповторимые по своеобразию архитектурные ансамбли. В городе находятся около 300 памятников архитектуры и искусства, истории и культуры, памятных знаков и мемориальных досок.
Строительство города-крепости началось осенью 1703 г. с закладки по указанию Петра 1 на отмели южнее острова Котлин форта Кроншлот («Коронный замок») с целью закрыть для неприятеля фарватер, ведущий к устью Невы. 7(18) мая 1704 г. форт и две батареи на самом острове вступили в строй и этот день принято считать датой основания Кронштадта. Уже через месяц шведская эскадра из 40 кораблей попыталась прорваться мимо Кроншлота, но безуспешно. После победы под Полтавой в 1709 г. Петр приехал на остров Котлин и приказал начать постройку пристани, гаваней и «магазинов» - складов для флота. В тяжелейших условиях, ценой многих человеческих жизней крепостных крестьян, солдат и матросов быстрыми темпами развернулось строительство гаваней, батарей, каналов, поднимался на острове город-крепость, город-порт.
Уже в 1714 г. завершилось строительство первой гавани, а к 1723 г. в строй вошли Купеческая, Средняя, Лесная и Военная гавани, достаточные для базирования кораблей Балтийского флота России. В соответствии с замыслом Петра весной 1719 г. началось сооружение канала, предназначенного для соединения моря и бассейна, оборудованного шестью сухими доками. На Котлине началась достройка и вооружение судов, спущенных с петербургских и других верфей. Одновременно проводились ремонтные работы - килевание, замена рангоута, тимберовка, началась постройка шлюпок и лодок.
7(18) октября 1723 г. состоялась торжественная закладка центральной крепости, получившая название Кронштадт - «Коронный город», который к концу жизни Петра 1 стал парадным лицом России. На южной набережной был построен трехэтажный большой дворец Петра 1(сгоревший в 1788 г.), дворец А.Д. Меншикова, называвшийся Итальянским и стоявший на берегу Итальянского пруда. В Летнем саду длительное время сохранялся домик Петра 1. В 1801 г. император Александр 1 приказал его из-за ветхого состояния разобрать и изготовить точную копию. Второй раз домик был возобновлен в 60-х годах Х1Х века, но до наших дней не сохранился, как и дворец Петра. Сразу же с началом своего существование Кронштадт как крепость стал надежным щитом Петербурга и северо-западных рубежей России. Эскадры российского флота, снаряженные в Кронштадте, одерживали победы в морских сражениях: в 1714 г. у Гангута, 1719 г. - у Эзеля, 1720 г. - у Гренгама, 1770 - у Чесмы, в 1788 -в Гогландском, в 1790 - в Красногорском и Выборгском сражениях, в 1807 г. у Дарданелл и мыса Афон, в 1827 г. в Наваринской бухте. Возникший как крепость, защищавшая подступы к только что основанному Петербургу, он мыслился Петром 1 частью столицы. Поэтому, как и Петербург, Кронштадт развивался по заранее разработанным проектам планировки: регулярный, благоустроенный, с прямыми широкими улицами, большими площадями.
18 мая 2004 года Кронштадту исполнилось 300 лет. Он - гордость, любовь и слава Российского государства. Много тысяч островов на свете, но по значимости для страны в прошлом, настоящем и будущем, таких островов нет. Без Котлина и Кронштадта - немыслимо процветание и благополучие России.
Океанариум |
27 апреля 2006 года в Санкт-Петербурге открыт крупнейший в России океанариум.
Специальное помещение для него построила новозеландская строительная компания. Океанариум Санкт-Петербурга стал первым действительно океанариумом в России. Его общая площадь составляет около 5 тысяч квадратных метров. Посетители смогут увидеть фауну российских водоемов, влажных джунглей поймы Амазонки, морского побережья и коралловых рифов. Главной же достопримечательностью океанариума станет морская экспозиция с подводным прозрачным тоннелем.
Территория океанариума разделена на семь климатических зон, представляющие водоемы Северо-Запада России, бассейн Амазонки, зону приливов, зону коралловых рифов и основной морской аквариум с проложенным сквозь него 35-метровым прозрачным тоннелем.